История

На том месте, где прежде был основанный преподобным Антонием Леохнов монастырь, теперь находится село Леохново, отстоящее от города Старой Руссы в 37 километрах по дороге. Окрестные деревни Еваново, Виленка, Елицы, Гостеж составляют основу прихода Спасо-Преображенской церкви.

Из описания жизни преподобного известно, что он вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове церковь во имя Преображения Господня; но о внешнем виде церкви, равно как и о внутреннем ее расположении, частях и принадлежностях не сохранилось никаких сведений. Что были за кельи, в которых жили иноки, также ничего не известно. В начале 17 столетия монастырь совершенно был разорен шведами, а братия умерщвлена; но в скором времени опять был восстановлен, когда около 1630 года перенесены были в него нетленные мощи преподобного. В середине 18 столетия в нем было две церкви. Одна, во имя Преображения Господня, построенная в 1690 году, была четырехстенной постройкой длиной 6 и шириной 3 сажени, с алтарем, трапезою и папертью, крытая тесом. На ней были две главы, обитые деревянной чешуей, с железными крестами. Иконостас в церкви был трехъярусный, "платной работы". Вторая церковь, во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы построена в 1727 году. Длиной она была 10 и шириной 3 сажени, построена на взмостье; на ней сруб восьмистенный, глава также обита чешуей и крест железный восьмиконечный. В этой церкви иконостас был четырехярусный, а при церкви колокольня шестистенная с семью колоколами, большой 15 пудов весом. Малый же железный колокол сохранялся еще со времени преподобного Антония. В монастыре были две настоятельские кельи, соединенные сенями, и две новые братские. За кельями стояли два амбара в одной связи, а напротив настоятельских — новый амбар, крытый тесом, и подле него погреб. Монастырские постройки окружала ограда из двух бревенчатых стен, соединенных поперечными перегородками, с тесовой кровлей. Клети внутри стены использовались для хозяйственных нужд. Внутри ограды стояла ветряная мельница-столбовка. За оградой в 25 саженях находился обветшалый скотный двор. На дворе стояли два хлева и изба с клетью, а рядом располагалась рига с током, огороженным бревнами, и пуня для хлеба, сена и соломы. За оградой стояла и новая монастырская баня. Все хозяйственные строения были крыты соломой.

Настоятельство в монастыре было строительское. Сам преподобный в выписи 1587 и 1598 годов; в грамоте 1602 года, в оброчной грамоте 1606 года, во ввозной грамоте того же года, в списке с жало ванной грамоты царя Василия Ивановича Шуйского 1608 года называется строителем. В царских указах и других сохранившихся документах, касающихся монастыря, упоминаются строители: Евфросин (1648 г.), Кассиан (1650 г.), Елисей (1662 г.), Иона (1666 г.), Евфросин (1675 г.), Лаврентий (1737 г.), Боголеп (1745 г.), Афанасий (1755 г.). Указ 1731 года Святейшего Правительствующего Синода вице-президента преосвященного Феофана, архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого дан на имя строителя Иосифа. В квитанции, выданной монастырю из новгородской губернской канцелярии в 1760 году, также упоминается строитель. Но во второй половине прошлого столетия был и архимандрит в Леохновском монастыре. Сохраняется расписка, выданная из Новгородской духовной консистории, где значится, что 1764 года 1-го июля принято в Новгородскую его Преосвященства духовную консисторию от архимандрита Леохнова монастыря Митрофана 11 крепостей, подлежащих к отсылке в коллегию экономии.

Что касается способов содержания монастыря, то они были различны. Главным источником содержания служила земля. Монастырю принадлежали пустоши: Осташево 48 десятин 300 сажен, Леохново 22 десятины 1200 сажен, Рублево 30 десятин, Дурново или Плаксино 7 десятин 1200 сажен, Еванов 14 десятин 2250 сажен и пожни в Голинских погостах: Ивановская, Онаньина, Дружинная около ручья Апалоя, Григорьевская Тучина около ручья Сомины и Григорьевская Тучина около озера Ильменя; земли в этих трех пожнях 37 десятин, сена 874 с половиною копны. Царь Василий Иванович Шуйский освободил от оброка и пошлин пустоши Дурново и Еваново, бывшие доселе оброчными. Грамота, выданная монастырю царем Василием Ивановичем Шуйским на владение перечисленными пожнями и пустошами, затерялась во время шведского разорения. Когда же монастырь был восстановлен, он владел опять всеми прежде ему принадлежавшими землями с той только разницей, что пожни, бывшие до разорения монастыря безоброчными, с 1628 года стали числиться за монастырем на оброке. В Новгороде на Софийской стороне на Лукине улице вблизи церкви Святого апостола и Евангелиста Луки (в начале 19 столетия она уничтожена вследствие ветхости) принадлежали монастырю сад 55 сажен в длину и 22 сажени в ширину и подворье, а поблизости в Редятине улице ему принадлежал "огородец на капусту", который к 1675 году был отобран. Всей земли монастырской было 160 десятин 205 сажен. Кроме земли средствами содержания монастыря были рыбные ловли на озере Ильмене. Монастырь имел право посылать до царствования Василия Ивановича Шуйского 4 человека ловить рыбу; царь же Василий Иванович дал право монастырю посылать 8 ловцов. Владение крестьянами также составляло один из способов содержания монастыря. Крестьян за монастырем числилось весьма немного, всего 58 душ. Они жили в деревнях Рублеве и Еванове и исправляли монастырские работы. Различного рода частные пожертвования также были средством содержания монастыря. Так известно, что царь Иван Васильевич дал монастырю много милостыни, которая, вероятно, состояла из различных вещей, необходимых для монастыря.

Однако всех означенных способов было недостаточно для содержания монастыря, и потому он скоро потерял свою самостоятельность и состоял приписным к разным монастырям. Так, в 1681 году, со всеми вотчинами и угодьями он был приписан к Новгородскому Юрьеву монастырю, в 1687 году к Новгородскому архиерейскому дому, в начале же 18 века мы находим его приписанным к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю. Сколько времени он состоял приписанным к архиерейскому дому и Спасо-Преображенскому монастырю и пользовался ли когда-нибудь самостоятельностью после 1681 года, неизвестно. Полное название монастыря было Леохнов-Ивецкий-Антониев-Спасский.

В 1764 году по штатам он упразднен и обращен в приходскую церковь. Монастырские церкви сделались церквами Леохновского прихода. Но недолго леохновским прихожанам можно было пользоваться монастырскими церквами: церкви и все остатки деревянного монастырского строения в 1788 году сгорели. В том же году, благодаря усердию прихожан, вместо деревянных церквей была построена каменная церковь в честь Преображения Господня с приделами — с северной стороны в честь Казанской иконы Божией матери и с южной стороны во имя преподобного Антония Леохновского. Сей последний придел был освящен 30 декабря того же 1788 года, и в нем были поставлены мощи. Иконостас, утварь и все церковное имущество перенесены были из упраздненного Новгородского Павлова-Варецкого монастыря.

Каменная церковь 18 века сохранилась до настоящего времени, но в перестроенном виде. Первоначально она была построена крестообразно, вместе с колокольней. Первая капитальная перестройка была произведена в 1820-е годы: южный придел преподобного Антония был расширен и получил прямоугольный план; был пристроен и северо-западный угол церкви. Известно и о второй перестройке церкви 1857 года, когда она была еще более расширена, до прямоугольника 12 сажен в длину и 11 сажен в ширину. Изменено было строение кровли, вся постройка увеличилась в высоту.

В 1829 году прежняя колокольня была разобрана и построена новая каменная, "изящной архитектуры". Под колокольней устроен был ход в ограду. С двух сторон надвратной колокольни пристроено по комнате: помещение с правой стороны от ворот использовалось как сторожка, а с левой стороны — под гостиницу для приезжих богомольцев. Как архитектурное произведение колокольня представляет собою один из лучших образцов строгого классического стиля начала 19 века. Звон леохновской колокольни был слышен за 20 верст в Старой Руссе.

В 1853 году кладбище, устроенное вокруг церкви, было обнесено новой каменной оградой вместо обветшалой деревянной. В 1885 году справа от колокольни была построена бревенчатая сторожка, крытая тесом, и большой рубленый дровяной сарай. В нынешнем же столетии находим, по воспоминаниям прихожан, и две новые постройки: за пределами ограды слева от колокольни при дороге — бревенчатую часовню, а за селом — деревянное здание церковно-приходской школы, доныне не сохранившееся.

В послереволюционное время в Леохново на противоположной от церкви стороне дороги было три дома: в одном, двухэтажном, с каменным первым этажом, жил священник, в другом — диакон, в третьем — церковная прислуга. Было большое хозяйство, огороды, богатые сады; держали рабочих лошадей и выезд.

Теперь о внутреннем устройстве и убранстве храма. Капитальная стена отделяет южный придел во имя преподобного Антония от остальной церкви. Этот придел отапливался тремя изразцовыми печами и использовался как теплый (зимний) храм. Мощи преподобного Антония почивают под спудом в пролете, сделанном в виде арки в стене, разделяющей храм. Над ними была поставлена деревянная вызолоченная рака. В начале нынешнего столетия на верхней доске раки находился образ преподобного Антония из серебра с позолоченными венцом и хартией. Перед ракой на восточной стене висел древний Нерукотворный образ Спасителя. Предание говорит, что это был тот самый образ, перед которым еще при жизни молился преподобный Антоний, и прибавляет, что он, когда в 1788 году пожар истребил все, найден в куче пепла нисколько неповрежденным. Перед ракою преподобного на особой тумбе стоял образ Корсунской Божией Матери, почитавшийся чудотворным. При раке хранились жернова, в которых, по преданию, преподобный молол хлеб, и каменный клевец, который служил для обделки жерновных камней. Все эти святыни утрачены. Большой урон был нанесен пожаром 11 февраля 1916 года, после которого придел был заново отремонтирован и поставлен новый иконостас. Большое количество икон и утвари утрачены при разорении церкви безбожной властью и в последние годы от краж. Ныне образ преподобного Антония на деревянной обтянутой тканью раке писан масляными красками и украшен расшитым бисером бархатным венцом. Несколько иконописных изображений преподобного сильно искажены позднейшими записями.

Судьба церкви при советской власти типична для большинства русских православных храмов. В 1938 году церковь была закрыта и переоборудована под клуб. Часть здания использовалась под кладовые. При этом был произведен капитальный ремонт; сняты кресты с глав, а в алтарной части оборудована сцена. Несколько раз показывали кино, но старшее поколение не рисковало ходить — боялись кощунства. При разорении церкви с икон смывали позолоту, доски использовали для перестройки сторожки под медицинский пункт. Небольшую часть утвари ревностные прихожане тайком унесли по домам и так сохранили до возрождения церкви. Колокола с колокольни сняли еще раньше. Когда сбрасывали большой колокол, он ушел глубоко в землю, так что пришлось откапывать лопатами. Грузили колокола на подводы и увозили к ближайшей станции Перетерки несуществующей уже железной дороги. Далее везли в Новгород на переплавку. Незадолго до закрытия церкви преподобный Антоний явил чудо: два дерзких скептика, решившихся потревожить мощи, и опустившиеся для этого в подвал, где стоит гробница, были отброшены от гроба молнией.

От преследований за веру пострадали по доносам священнослужители протоиерей Владимир, дьякон Феодор, регент Глеб Гараничев, Василий Воронин, Димитрий Павлушин и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали окружающие деревни, верующие Леохновского прихода по собственному почину возродили храм. Незадолго до окончания войны 21 апреля 1945 года по просьбе прихожан была официально зарегистрирована православная община. Верующим были переданы помимо здания церкви деревянная сторожка, баня, сарай, кладовые и утварь: купель, водосвятная чаша, хоругви, стихарь, 56 икон. В дальнейшем церковное имущество пополнялось из близлежащих разоренных храмов: из Псижи, Великого Села и других мест. Во время войны снаряд попал в юго-западный угол церкви. При ремонте старинные изразцовые печи не сохранили, и зимой в церкви стало холодно и неуютно. Сильно пострадала от обстрелов колокольня и более не использовалась. Уцелевшие небольшие колокола повесили на специально устроенную звонницу. Звонили потомственные "звонари": Анастасия и Анфиса Кузнецовы, отец которых Александр Федорович, после революции переехав сюда из Старой Руссы, много лет служил сторожем и звонарем в Леохново.

После войны преследования церковнослужителей продолжались. Настоятелей часто меняли, запретили устраивать на ночлег в сторожке прихожан из дальних деревень. В 1949 году категорически запретили совершать церковные требы в домах. Дело доходило до незаконных расправ над активными служителями церкви. В 1950 году был осужден сроком на 25 лет один из членов двадцатки — Е. Бойков. Несмотря на притеснения властей удалось отремонтировать церковь в 1947, 1960 и 1979 годах. В 1960—61 годах снова встал вопрос о закрытии храма и переоборудовании его под клуб. Инициаторами выступили учителя школы, Виленский сельсовет и Старорусский райисполком. Но прихожане оказали непредвиденное сопротивление. На имя уполномоченного по делам церкви стали поступать письма. "Мы, колхозники, работаем, а в праздник — куда главу подклонить. Нам, старым, недолго и жить... Просим Вас слезно, от всего сердца". Отправили письмо от имени двадцатки за 18 подписями и на имя Хрущева. Епископ Новгородский и Старорусский Сергий поддержал просьбу оставить храм верующим, поскольку он "находится в исправном состоянии, есть священник и полный состав двадцатки". Верующие отстояли храм, и он не был закрыт. В октябре 1964 года церковь посетил архиепископ Сергий.

В 1980-е годы службы совершались священниками, приезжавшими из Старой Руссы. Кроме ветхой сторожки в селе Леохново не осталось к этому времени ни одного жилого строения. Некогда богатые сады заросли ныне липами и березами, среди которых кое-где видны вековые дубы. Вблизи колокольни стоит гигантская лиственница — современница деревянного монастыря. Окружающие село некогда пахотные земли частью поросли молодым лесом, частью превратились в луга; а в предреволюционное время здесь велось интенсивное земледелие самыми передовыми методами, внедрялись которые помещиками из деревни Пескова Вейсами, немцами, в прошлом столетии принявшими православие. "Второй Украиной" называли эти места за их плодородие. Фамильный склеп Вейсов, много благотворивших Леохновской церкви, находится у ее северной части.

У алтарной части — могилы священников, многие годы верой и истиною служивших в Леохновской церкви: отец Василий Лебедев, отец Иоанн Курский (умер в 1914 году после 40 лет служения здесь), протодиакон Иоанн Наговский (40 лет прослужил в Леохново, умер в 1925 году), отец Григорий Губанов (умер в 1956 году), отец Михаил Каменев (умер в 1971 году). На кладбище, окружающим церковь, до сих пор совершаются захоронения.

Леохновская церковь три раза в год совершает празднество в честь преподобного Антония. В праздник Вознесения Господня вспоминается пришествие преподобного из Рублевской пустыни в Леохново. Старожилы помнят крестный ход, который совершался в этот день после литургии из Леохновской церкви в церковь, находящуюся в Рублевской пустыне. Шли все кто мог, от мала до велика, нарядившись в лучшую праздничную одежду. Кроме богослужения в "пустыньке" устраивались гуляние и ярмарка. Ныне прямая дорога от Леохново в Рублево заросла и стала непроходимой.

Во вторую пятницу после праздника первоверховных апостолов Петра и Павла бывает празднество в память обретения и перенесения мощей преподобного из Новгорода в устроенный им монастырь. В этот день бывал крестный ход из семи соседних церквей. Хоругви, чтимые иконы и другие местные святыни, принесенные сюда на праздник, вместе с не уместившимися в храме верующими располагались кольцом вокруг храма, вынося за ее стены ликование праздничной службы. На памяти верующих и крестный ход из Старой Руссы с чудотворной Старорусской иконой Божией Матери. Несли икону на специально устроенных носилках сто человек. У церковной ограды устраивалась ярмарка, лавки выезжали из Старой Руссы, среди прочих были и шелковые ряды. Одних лошадей стояло более тысячи. По дороге перед колокольней происходило гуляние: взад и вперед двигались бесконечные вереницы праздничных людей с пением и пляскою под гармонь.

Многолюдными были и другие большие церковные праздники. Старожилы вспоминают, что перед церковью летом и трава не росла, вбитая в землю ногами богомольцев. В церкви стояли тихо и благочинно рядами по 4-5 человек от солеи до притвора: справа мужчины, слева женщины. Служба бывала очень благолепна, было два хора. Перед закрытием церкви в 1938 году одним, Виленским, хором управлял Глеб Гараничев, а другим, Гостежским, Параскева — дочь музыканта Павла Никифорова.

Память преподобного отца нашего Антония празднуется Леохновской церковью 17/30 октября, хотя по многим источникам, днем его преставления считается 14/27 сентября.

Поговорим несколько о Рублевской пустыни, первоначальном месте подвигов преподобного Антония. Она находится примерно в четырех километрах от села Леохново вблизи деревни Рублево, в которой ныне сохранилось только два ветхих дома. В пустыне при жизни преподобного раскидывался по горам огромный лес. Ныне же место это частью покрыто молодым лесом, частью представляет луга. Под названием "Рублевская пустынька" существует лишь небольшая роща, состоящая из березы и ольхи, на несколько сот метров простирающаяся в длину и ширину, и огражденная каменным валом. Она расположена на нескольких горах, разделенных между собой небольшими оврагами. По дну одного оврага в начале столетия пролегала дорога. В одной из гор, примыкающей к дороге, недалеко от входа в пустынь в 1859 году открыта пещера, в которой, по преданию, жил преподобный. В ней заметны остатки печи, в которой преподобный Антоний готовил себе скудную пищу. Над пещерой находилась часовня, к которой вела деревянная лестница. Недалеко от пещеры под горой находится родник и колодец, по преданию тот самый, из которого черпал себе воду святой. Вода в нем всегда бывает чистая и приятная. Вверх по ручью — еще два родника, ныне заросших. На противоположном пещере берегу оврага на горе находилась деревянная церковь. До 1873 года она была часовней и построена усердием прихожан Леохновской и соседних с нею церквей, а в 1873 году 30 августа была освящена и приписана к Леохновской церкви. Служба в ней бывала в праздник Вознесения Господня, в праздник перенесения мощей преподобного Антония и 30 августа/12 сентября, в день освящения церкви. Около церкви с северной стороны находились две часовни, в одной из которых хранилась колодина, которая, по преданию, служила преподобному во время сна изголовьем. Приходящие богомольцы грызли колодину "для здоровья". Все деревянные строения в пустыне разобраны перед войной. Позади церкви заметны следы гумна, по преданию устроенного самим преподобным для обмолота хлеба, добываемого им своими руками. От гумна сохранилась каменка, над которой стояла прежде икона Вознесения Господня.

На все праздники преподобного Антония в пустыне бывало много богомольцев, ибо почти каждый, приходя в село Леохново, считал своим долгом посетить и Рублевскую пустыню. Ныне редкие паломники могут найти в пустыне крест с образом преподобного Антония близ пещеры, обветшалый святой колодец под горой и каменное основание бывшей церкви, поросшее березами, образующими подобие живых стен. За колодцем следил до последнего времени местный уроженец Михаил Зайцев, прах которого ныне мирно покоится в Леохново. Не изменился в пус-тыньке лишь благодатный Дух святого места, водворяющий в душах верующих удивительный мир и благоговение, действующий здесь и поныне молитвами преподобного Антония.

В 1991 году по благословению Епископа Новгородского и Старорусского Льва в селе Леохново начаты работы по восстановлению жилья и хозяйства. Начинали с расчистки и осушения участка под застройку, заново проводили в село электричество, налаживали отопление церкви. Построены два новых дома, необходимые хозяйственные постройки. Скит отстраивается на том самом месте, где некогда стоял деревянный монастырь. До сих пор в земле находятся мелкие предметы — современники монастырской жизни. Церкви переданы в вечное пользование окружающие земли: 10 гектаров пашни и 4 гектара леса.

Из местных жителей постоянными помощниками в строительных делах стали Алексей Егоров, уроженец деревни Поречье, который, будучи отроком в дни разорения храма, спас от уничтожения богослужебное Евангелие, сохраняющееся до сих пор в церкви, и Алексей Шарин из деревни Еваново, внук Леохновского сторожа и звонаря.

Все работы выполняются на пожертвованные средства. Жизнь в близлежащих деревнях ныне еле теплится, многие из них уже прекратили свое существование. Поэтому собственный доход церкви очень мал: едва хватает на текущие нужды. Основным средством пропитания должно стать в ближайшем будущем собственное хозяйство. Предстоит ремонт храма, восстановление колокольни и церковной ограды. Эти начинания пользуются поддержкой Администрации Старой Руссы.

За последний год увеличилось число паломников, приезжающих сюда поклониться святым мощам преподобного Антония. В 1992 и 1993 годах на празднование памяти святого в церкви служил Божественную литургию Епископ Новгородский и Старорусский Лев. Летом 1994 года празднование перенесения мощей преподобного собрало Божией милостию на архиерейскую службу, возглавленную Епископом Львом, освященный собор из семи священников и двух протодиаконов. Украшало службу благолепное пение хоров двух кафедральных соборов епархии — Новгородской Софии и Старорусского Воскресенского собора. По старинной традиции впервые за многие годы в селе устраивалась праздничная ярмарка.

Возрождающийся скит остро нуждается в средствах на восстановительные работы и ждет благочестивых поселенцев, готовых к молитвенному подвигу, трудам во славу Божию и к прославлению преподобного отца нашего Антония, который и поныне исцеляет недужные души притекающих к нему с верою православных христиан.

В настоящее время церковь Преображения Господня в селе Леохново представляет собой прямоугольный в плане объем, разросшийся за счет более поздних построек и занимающий значительную площадь при небольшой высоте. Над ним восьмерик, кажущийся из-за пристроек несоразмерно маленьким. Тяжеловесность и дисгармонию составляющих объемов усиливают три сильно выступающие алтарные апсиды главного храма и двух приделов. Пять глухих главок, поставленных на граненый купол восьмерика, также не соответствуют масштабам здания. Пропорциональная несоразмерность частей в составе целого явилась результатом перестроек 19 в. Закрывающие с трех сторон основной объем пристройки: два придела и западная паперть решены в духе эклектики. Архитектурный облик их сложился, вероятно, в 1850—60 гг., когда расширялись, судя по документам, приделы. Все обстройки, включая и алтарные апсиды, решены в едином стилистическом ключе. Большие прямоугольные окна украшены "разорванными" наличниками, стилизованными в формах Московской архитектуры 17 — нач. 18 вв. Тройные окна восьмерика с полуциркульными нишами в верхней части, скорее всего, появились в 1820-е гг. во время одной из капитальных перестроек храма. Первоначально памятник, как можно предполагать, представлял собой ярусную постройку типа "восьмерик на четверике". Этот тип храма был широко распространен в провинциальной архитектуре второй половины 18 — нач. 19 вв.

Церковь находится в состоянии близком к аварийному. Требуется срочная замена потолочных перекрытий и укрепление фундамента.

Леохновская колокольня решена в стиле строгого классицизма, характерного для времени Александра I — нач. 19 в. В архитектуре ее еще не чувствуется упадка стиля, выражающегося в упрощенности, стандартизации, примитивности, которая характеризовала архитектуру позднего классицизма времен правления Николая I. Объемно-пространственную композицию колокольни составляют три уменьшающихся кверху четверика. В нижнем четверике устроен проезд. С двух сторон к нему примыкают две одноэтажные пристройки. Два главных фасада акцентированы портиками тосканского ордера. Колонны расставлены парами по сторонам проезда. Второй и третий четверики оформлены одинаково. Арочные проемы для звона фланкированы сдвоенными полуколоннами тосканского ордера. Фасады верхнего четверика завершены фронтонами. Выше видны Четвериковы основания для венчающего купола, который к настоящему времени не сохранился.

Во время войны на колокольне находился наблюдательный пункт, ее обстреливали и бомбили с самолетов.

По мнению многих специалистов, колокольня должна быть реставрирована, как один из лучших образцов классического стиля. Ее состояние требует немедленных действий.

Объявления
  • Каждый день совершается Божественная Литургия и вечернее богослужение.

  • Наша обитель принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божию

Рейтинг@Mail.ru